Home / Обзор / Фокусное расстояние

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние определяется как расстояние от оптического центра объектива до фокальной точки на плоскости пленки или матрицы, при котором формируется резкое изображение бесконечно далекого объекта в условиях фокусировки на «бесконечность».
Это общепринятое, но при этом достаточно скучное и возможно малопонятное описание понятия фокусного расстояния. Давайте «копнем глубже» и разберемся на практике, что же такое фокусное расстояние. И самое главное, на что же оно влияет.
Фокусное расстояние обозначается в миллиметрах. Каждому значению фокусного расстояния соответствует определенный угол обзора. Чем больше фокусное расстояние, тем угол обзора меньше, и соответственно приближение больше. Нормальным, то есть соответствующим человеческому зрению, считается фокусное расстояние 40-50 мм. Все фокусные расстояния меньшие этих значений удаляют предмет съемки, все фокусные расстояния больше этих значений приближают предмет съемки. По углам обзора, фокусные расстояния подразделяются на: короткофокусные (сверхширокоугольные и широкоугольные), нормальные и длиннофокусные (теле). Соответственно, короткофокусными считаются объективы с фокусным расстоянием до 35 мм, нормальными с фокусным расстоянием 35-70 мм, длиннофокусными (или телеобъективами) с фокусным расстоянием от 70 мм и выше. Деление это весьма условное, так как фокусное расстояние 35мм все же немного уменьшает объект съемки, а фокусное расстояние 70 мм немного увеличивает, но это не критично. Здесь следует также учитывать тот факт, что фокусные расстояния, заявленные производителем, не всегда точно соответствуют реальным. Причем разбег может составлять до 5мм.
Классификация фокусных расстояний для 35мм камер.
До 21 мм – сверхширокоугольные, назначение: интерьер, архитектура.
21-35 мм – широкоугольные, назначение: пейзаж
35-70 мм – нормальные, назначение: репортаж (уличная и документальная съемка), ростовой и групповой портреты.
70-135 мм – умеренные телеобъективы, назначение: портрет
135-600 мм – телеобъективы, назначение: спорт, дикая природа (съемка животных и птиц)
Внимание. Эта классификации приведена для 35 мм фотокамер. Если у вас камера с кроп-фактором, это нужно учитывать. Кроп-фактор увеличивает фокусное расстояние объективов.
Как же фокусное расстояние влияет весь процесс в целом и на конечный кадр? У этого влияние есть несколько аспектов: приближение-удаление, глубина резкости, перспективные искажения, минимальная выдержка. Давайте узнаем обо всем подробнее.


Приближение-удаление

Здесь все просто, как уже писалось выше, все фокусные расстояние больше 50 мм приближают, а фокусные расстояния меньше 40 мм удаляют. Приближение и удаление происходит во столько раз, во сколько применяемое фокусное расстояние больше (или меньше) нормального.

Глубина резкости

Зависимость глубины резкости от фокусного расстояния тоже достаточно просто понять. Чем меньше фокусное расстояние, тем больше глубина резкости, и чем оно больше, тем глубина резкости меньше. Подробнее о глубине резкости здесь.
Перспективные искажения.
Искажение перспективы происходит только относительно того, что мы привыкли видеть своими глазами. Оно проявляется в визуальном сокращении или увеличении расстояний между предметами в кадре. Короткофокусные (широкоугольные) объективы растягивают перспективу, визуально удаляя предметы в кадре друг от друга, длиннофокусные (теле) объективы, напротив сжимают перспективу, делая предметы в кадре ближе друг к другу.
Минимальная выдержка.
Золотое правило, выведенное опытным путем гласит «При съемке с рук минимальная выдержка должна быть равна 1/фокусное расстояние». То есть, если вы фотографируете при фокусном расстоянии 20 мм, выдержка должна быть не больше 1/20 сек, а при фокусном расстоянии 200 мм, не больше 1/200 сек. Разумеется, при съемке со штатива, когда камера с объективом находится в абсолютно неподвижном состоянии, выдержка может быть сколь угодно большей. Но при съемке с рук, увеличив выдержку сверх той, что соответствует фокусному расстоянию, вы увеличите риск получить «смазанный» кадр, что будет вызвано дрожанием ваших рук.

А что на практике?

Практически, все еще проще, чем в теории. Рассмотрим два сценария. Сценарий 1:
предположим, что мы хотим снять «плечевой портрет», и при этом хотим добиться максимально возможного размытия фона, то есть минимальной глубины резкости. Размытия можно добиться, взяв стандартный 50 мм объектив, за счет большей светосилы, например f/1.8. Но что делать, если такого объектива у нас нет? В этом случае можно использовать длиннофокусный объектив (если он есть, конечно), например универсальный зум 18-200 мм. Выставим фокусное расстояние в 200 мм и при светосиле f/5,6 получим примерно ту же глубину резкости. Разумеется, для того чтобы в кадр влезло все, что задумано придется отойти чуть подальше, а для того чтобы кадр получился четким необходимо выставить выдержку 1/200 или короче. Сценарий 2: нужно снять кадр при недостаточной освещенности, например, вечером. В этом случае понадобится штатив или короткофокусный объектив. При фокусном расстоянии 18 мм и выдержке 1/18 (а при известной сноровке и 1/15) можно получить необходимый уровень света в кадре даже вечером, правда при такой короткой выдержке и объект съемки должен быть неподвижен.